Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе запрет на участие в закупке юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст.19.28 КоАП РФ наступает за действия, связанные незаконным вознаграждением от имени юридического лица, относится к категории коррупционных правонарушений.
На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2017 №590 «О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст.19.28 КоАП РФ» сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вносятся органами прокуратуры в соответствующий реестр и размещается на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, находятся в открытом доступе.
Таким образом, в числе запрета на участие в закупке юридического лица является наличие административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
Данная норма корреспондирует с принципом неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, поскольку ограничивает участие недобросовестных организаций в торгах.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ проверка участников закупок на соответствие требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9, 11 части 1 является правом, а не обязанностью Комиссии по осуществлению закупок.
Вместе с тем, участие указанных субъектов в торгах, приведет к нарушениям федерального законодательства, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Заключение контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст.19.28 КоАП РФ создает преимущества для виновных лиц, не имеющих права участвовать в закупках и не отвечает принципам противодействия коррупции при осуществлении закупок.
В связи с изложенным, при проверке участников закупок, нецелесообразно проверять, не включен ли каждый претендент на заключение договора (контракта) в реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения.