Порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты

Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения»

Информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме на основании возникновения жизненного события, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты и информация о котором сформирована в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — система социального обеспечения), а также на основании обращения гражданина.

К участникам информирования отнесены:

— гражданин;

— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

— Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты;

— Федеральная служба по труду и занятости;

— многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональные центры);

— Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В целях обеспечения возможности его информирования гражданин осуществляет следующие действия:

— дает согласие на получение персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;

— представляет сведения, необходимые для получения персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, путем заполнения анкеты в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал), в случае их отсутствия в системе социального обеспечения;

— определяет предпочтительный способ информирования;

— обращается к участникам информирования;

— получает информацию предпочтительным способом информирования;

— выполняет действия, позволяющие его идентифицировать.

В свою очередь участники информирования обеспечивают:

— рассмотрение обращения гражданина и предоставление полной и достоверной информации по нему в сроки, установленные настоящими Правилами;

— предоставление гражданину персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;

— корректность соответствия предоставляемых мер социальной защиты жизненному событию;

— контроль обработки обращений граждан, в том числе в подведомственных государственных учреждениях и организациях.

Информирование гражданина осуществляется следующими способами:

с использованием личного кабинета гражданина на едином портале путем автоматического предоставления персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, сформированной в системе социального обеспечения;

с использованием единого телефонного номера для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования;

с использованием текстовых сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поступающих посредством единого портала (далее соответственно — текстовые сообщения, сеть «Интернет»), для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования;

при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.

Закреплено, что гражданин вправе самостоятельно выбрать способ информирования или отказаться от него:

— в личном кабинете на едином портале;

— при обращении с помощью единого телефонного номера;

-) при личном посещении до 1 января 2022 г. участников информирования с 1 января 2022 г. — при личном посещении участников информирования.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.