Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения»
Информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме на основании возникновения жизненного события, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты и информация о котором сформирована в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — система социального обеспечения), а также на основании обращения гражданина.
К участникам информирования отнесены:
— гражданин;
— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
— Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты;
— Федеральная служба по труду и занятости;
— многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональные центры);
— Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности его информирования гражданин осуществляет следующие действия:
— дает согласие на получение персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;
— представляет сведения, необходимые для получения персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, путем заполнения анкеты в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал), в случае их отсутствия в системе социального обеспечения;
— определяет предпочтительный способ информирования;
— обращается к участникам информирования;
— получает информацию предпочтительным способом информирования;
— выполняет действия, позволяющие его идентифицировать.
В свою очередь участники информирования обеспечивают:
— рассмотрение обращения гражданина и предоставление полной и достоверной информации по нему в сроки, установленные настоящими Правилами;
— предоставление гражданину персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;
— корректность соответствия предоставляемых мер социальной защиты жизненному событию;
— контроль обработки обращений граждан, в том числе в подведомственных государственных учреждениях и организациях.
Информирование гражданина осуществляется следующими способами:
с использованием личного кабинета гражданина на едином портале путем автоматического предоставления персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, сформированной в системе социального обеспечения;
с использованием единого телефонного номера для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования;
с использованием текстовых сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поступающих посредством единого портала (далее соответственно — текстовые сообщения, сеть «Интернет»), для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования;
при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.
Закреплено, что гражданин вправе самостоятельно выбрать способ информирования или отказаться от него:
— в личном кабинете на едином портале;
— при обращении с помощью единого телефонного номера;
-) при личном посещении до 1 января 2022 г. участников информирования с 1 января 2022 г. — при личном посещении участников информирования.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.