ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О БЮДЖЕТЕ

Бюджет как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, является экономической основой существования государства, его финансовой стабилизации и подъема производства.

Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Основные нормативные акты в сфере бюджетных правоотношений: Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы, Федеральные законы.

Объектами прокурорского надзора в данной сфере являются: органы финансового управления; территориальные управления Федерального казначейства; органы местного самоуправления; внебюджетные фонды; государственные налоговые инспекции; предприятия, учреждения, организации, использующие средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.

По вопросам судебной защиты интересов бюджета полномочия прокурора по участию в рассмотрении дел судами регламентируются соответствующим процессуальным законодательством, определяющим порядок и основания участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах. В настоящее время редакция ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК  РФ) предоставляет прокурору широкие полномочия. Арбитражный процессуальных кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) определяет категории требований, с которыми прокурор вправе обратиться в суд, а также виды дел, возбужденных иными лицами, по которым прокурор принимает участие в их рассмотрении судом.

В истекшем периоде 2019 года в рамках надзора за исполнением законов о бюджете выявлено 30 нарушений законов, для устранения которых прокуратурой принесено 16 протестов на противоречащие закона правовые акты, внесено 3 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 17 лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона 4 лица.